Skip to content

Причинами постоянных нарушений, приводящих к на­пряженному состоянию горных пород, являются главным образом внутренние процессы, протекающие в недрах Земли.

Причинами постоянных нарушений, приводящих к на­пряженному состоянию горных пород, являются главным образом внутренние процессы, протекающие в недрах Земли. К ним относятся: переход вещества из одного состояния в другое, что сопровождается изменением объема породы; изменения давления, температуры и дру­гие физико-химические процессы, протекающие в недрах Земли; радиоактивный распад, при котором выделяется огромное количество энергии. Внешние причины: прили­вообразующие силы (например, влияние Луны); пере­распределение нагрузки вследствие разрушения (вывет­ривания) гор и заполнения продуктами разрушения впа­дин; выпадающие осадки и т. п. Но эти силы невелики, тем не менее они все же имеют место.
Таким образой,по происхождению можно выделить следующие типы землетрясений: обвальные, вул­канические и связанные с горообразовательными про­цессами, или тектонические. Последний тип землетрясе­ний наиболее значительный и частый. Такие землетрясе­ния в основном и являются предметом изучения сейсмо­логии.
Может возникнуть вопрос: почему только в горных областях происходят землетрясения, разве на равнинах Земля находится в покое? Разумеется, нет. Но на рав­нинных площадях земной оболочке присуще относи­тельно уравновешенное состояние. На них происходят колебательные движения главным образом вертикаль­ного характера. Но эти движения очень медленны. На­пример, Нидерланды уже много веков опускаются в сред­нем на 2 мм в год, а берега Балтийского моря, особен­но в северной части, поднимаются приблизительно на 1 см в год. Однако подобные движения не являются мгновенными, не производят смятия и разрывов грунтов, по крайней мере, в короткие промежутки времени, по­этому и не вызывают сотрясений почвы.
Как и где возникают землетрясения. Во­просами формирования Земли и происходящими на ней природными стихийными процессами (землетрясения­ми, вулканическими извержениями, наводнениями и др.) человечество интересовалось с древнейших времен. В старину таким явлениям природы давали мистическое религиозное толкование, и в отдельных странах по-ному объяснялись причины возникновения землетрясе­ний. Так, например, в отдельных районах Бирмы до сих пор существует предание о том, что Земля окружена кольцом змей, и когда время от времени они двигаются, то вызывают сотрясение почвы и всей Земли. Легенда, согласно которой Землю поддерживает множество змей, не дающих ей упасть в море, существует и в Индии. Ког­да змеи перебрасывают ношу друг другу, возникают землетрясения— гласит легенда. А среди жителей во­сточной части этой же страны распространена другая легенда: Землю на своих рогах поддерживает буйвол, и когда он приходит в ярость и начинает мотать голо­вой, начинается землетрясение. По убеждению древних индейцев Земля держалась на гигантской черепахе, а ма­лайцы считали, что на свинье, и когда животные двига­лись— происходило землетрясение.
Фантастические представления о причинах землетря­сений имелись и у древних греков и римлян. Так, греки считали, что Землю держит на своих плечах могучий ми­фический герой — Атлас. Но так как землетрясения в рай­оне Средиземноморья происходят чаще вдоль побережья, то их объясняли гневом бога морей Посейдона (у рим­лян— Нептуна), которого и называли «колебателем Земли» .
Религиозное толкование причин происхождения зем­летрясений использовалось не только для укрепления веры в бога, но и в целях усиления распрей между раз­личными национальностями. Приверженцы ислама при­чину землетрясений объясняли как борьбу между хри­стианскими и мусульманскими духами. Так, во время землетрясения в 1887 г. в г. Верном (ныне г. Алма-Ата) ходили слухи о провале города, в котором жили «невер­ные», т. е. немусульмане. В 1830 г. предводитель горцев Дагестана и Чечении Шамиль объяснял кавказское зем­летрясение как знак, указывающий на одобрение алла­хом газавата — «священной войны» против «неверных». В 1950 г. после сильнейшего землетрясения в Индии горцы Ассама отказались что-либо рассказать ученым о том, что им довелось наблюдать во время стихийного бедствия, потому что верили в пословицу: «Стоит только подумать о дьяволе, и он не замедлит явиться».
«Причину» лиссабонского землетрясения 1755 г. с точки зрения очевидца — религиозного человека приво­дит известный естествоиспытатель М. Неймайр в своей книге «История Земли»: «Большой чудесный город, бо­гатейший в Европе, теперь обратился в груду камней. Господи, пощади несчастную страну, избавь от бедствия, которое мы заслужили по грехам своим и которым ты нас караешь! Большие чудесные церкви, великолепнее которых нет в самом Риме, разрушены. Погибли все монастыри, а из 20 тысяч духовных особ осталась в жи­вых лишь половина. Интересно отметить, что лиссабон­ское землетрясение — одна из величайших катастроф XVIII в. — получила религиозное истолкование прежде всего потому, что многих людей она настигла во время богослужения.

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.